Если гражданина, уклоняющегося от уплаты алиментов, в течение года так и не смогут найти приставы, его объявят безвестно отсутствующим. Дети его получат от государства социальные выплаты, как потерявшие кормильца. Имущество «не состоявшегося» отца будет арестовано. Сегодня соответствующий законопроект успешно преодолел второе чтение в Госдуме.
Автором документа выступает правительство, оно предлагает внести коррективы в статью 278 ГПК РФ и статью 65 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как только документ вступит в законную силу, взыскатели алиментов станут чаще подавать заявления в суд об отнесении исчезнувшего родителя к категории безвестно отсутствующих.
После получения такого заявления суд запросит подтверждение того, что в течение двенадцати месяцев судебные приставы не нашли пропавшего неплательщика. Причем запрос этот будет направлен не в правоохранительные органы, а непосредственно в ФССП. Сегодня, как известно, приставы наделены полномочиями искать скрывающихся должников самостоятельно, привлекая к поискам также и сотрудников полиции. Такое право судебные исполнители получили еще шесть лет назад.
Они могут искать пропавшего неплательщика, используя все возможности, существующие на сегодняшний день в МВД. Они могут делать запросы во все инстанции, так или иначе связанные с учетом граждан. В том числе в специальные медицинские учреждения. Если должник решил спрятаться в психбольнице, его там найдут. Если он сменил фамилию, его вычислят. Если он стал инвалидом, не может сам назвать или вспомнить свои персональные данные, его обнаружат. При должном рвении приставов к розыску, спрятаться у должника нет никаких шансов.
Депутат П.Крашенинников уверен, что новый проект закона позволит быстро признавать граждан «безвестно отсутствующими» и назначать соответствующую пенсию их детям и иным иждивенцам, не способным себя прокормить.
Неплательщикам алиментов сегодня несладко. Их ограничивают в праве вождения автомобиля, их имущество и счета арестовывают, не выпускают уезжать или улетать за границу и пр. Статистика свидетельствует, что из почти двух миллионов российских должников, которым запретили заграничные поездки, полмиллиона задолжали своим родным детям.