Можно ли считать акции, которые каждый из супругов купил лично для себя, относящимися к общему имуществу? Если они им являются, то почему владельцем одного пакета считается муж, а другого — жена? Подобные вопросы недавно разбирались в Верховном суде.
После развода супруги начали делить совместно нажитое. Среди предметов дележа были обозначены два пакета акций. К соглашению бывшие муж и жена не пришли, и был подан иск в суд. За женой числилось три с половиной тысячи акций, за мужем — в шесть раз больше. Понятно, что экс-супруга исходила из того, что акции являются общим имуществом, а значит, при разводе должны быть поделены поровну.
Экс-супруг, напротив, уверял, что они с бывшей женой всё решили полюбовно и каждый остаётся при своих акциях. На этом основании он не считал, что ценные бумаги относятся к общему имуществу и предлагал их из списка претензий бывшей супруги исключить.
А между тем на внеочередном собрании акционеров постановили увеличить уставной капитал за счет выпуска дополнительного пакета акций. Это сразу уменьшило стоимость акций экс-жены вдвое. Она увидела в этом слой умысел бывшего мужа, который являлся главным акционером компании.
Но суд встал на сторону главного акционера и иск жены удовлетворять не стал. Судьи посчитали, что раз акции лежат на разных именных счетах, то это произошло только вследствие заключённого между супругами соглашения.
Экс-супруга подала на апелляцию. Но областной суд ей в иске тоже отказал, согласившись с решением районного суда.
Так дело попало в Верховный суд РФ. И эта инстанция увидела, что доказательств заключённого между супругами договора о разделе общего имущества нет. А то, что открыты два счета и на них переведены разные по количеству и ценности пакеты акций, не может быть свидетельством того, что это было сделано по соглашению сторон. Ведь покупались-то акции на общие деньги.
В результате ВС не согласился с двумя последовательными решениями районного и областного судов и отправил дело на пересмотр в суд первой инстанции. Дело это пока не пересмотрено.
Но резолюция Верховного суда позволяет сделать очень важный вывод. Звучит он так: любое имущество, нажитое в браке, безотносительно к тому, каким образом и в каких долях оно оформлено, не перестает от этого являться совместно нажитым, то есть, общим.