Согласно закону прекратившие брачные отношения муж и жена могут поделить свое имущество в течение трех лет. Но что считать за отправную точку: дату официального развода или день, когда экс-супруг или супруга узнали о нарушении своих имущественных прав?
Надежда К. жила в браке с Евгением М. ровно двенадцать лет. Супруги в течение этого времени отстроили дом. При разводе спорить о совместно нажитом имуществе не стали. Надежда ушла жить в другой дом, оставив бывшему мужу проживать в том, который они построили вместе. Но от права на половину этого дома она не отказывалась.
Через год после развода Евгений М. женился снова, в новом браке родились двое детей. Но через шесть лет он умер. А наследники приступили к дележу имущества. Дом они тоже считали исключительно своим. На него претендовали вдова и два сына. Бывшую супругу в расчет они не брали. А зря.
Надежда, узнав о том, что у нее хотят отнять ее собственность, подала в суд на признание ее законного права на половину дома, который они построили вместе с мужем в его первом браке. Ответчики утверждали, что у бывшей супруги права на имущество нет, так как срок давности благополучно истек. Со дня официального развода минуло более семи лет. Поэтому делить имущество уже поздно.
Райсуд иск поддержал, а краевой отменил его решение и принял сторону ответчиков. Мол, чтобы разделить имущество, пунктом 7 статьи 38 Семейного кодекса РФ отводится только три года, причем с даты прекращения брака. А раз прошло семь лет, то исковая давность просрочена.
Но Верховный суд решил иначе. Он напомнил судьям нижестоящей инстанции про пункт 19 постановления Пленума ВС No 15, где сказано, что срок исковой давности, действительно, составляет три года. Но не с момента развода, а со дня, когда гражданин узнает о нарушении своих имущественных прав.
Дом, построенный мужем и женой, являлся их совместно нажитым имуществом. Спора по его разделу не было. А это значит, что никто ничьих прав не нарушал, все было по взаимному согласию. От своего права на дом женщина не отказалась. Значит, об истечении срока давности речи идти не может. Когда наследники решили получить в наследство то, что им не принадлежит, они тем самым нарушили права собственницы. Отсчет срока исковой давности начался с момента, когда первая жена узнала о том, что ее хотят лишить половины дома.
Верховный суд отправил дело на пересмотр в апелляционный краевой суд, допустивший ошибку.
Не лишним также будет знать о том, каким образом осуществляется раздел имущества после развода.