Раздел имущества между бывшими супругами всегда вызывает интерес, поскольку в этом деле очень много нюансов. Настолько много, что даже сами суды нередко допускают ошибки. Исправлять которые потом приходится Верховному суду.
В горсуд поступил иск от разведенной женщины. Она хотела отсудить в свою пользу часть квартиры бывшего мужа. Брак их продолжался едва не тридцать лет. Родилось двое детей. Муж — военнослужащий.
Двадцать лет назад семья переехала в новую трехкомнатную квартиру, приобретенную на средства государственного жилищного сертификата. Документ был оформлен с учетом мужа, жены, двоих детей, поэтому женщина требовала в суде одну четвертую часть квартиры.
Горсуд, а затем и краевой удовлетворить иск женщины отказались. А в Верховном суде при детальном рассмотрении обнаружили нарушения, допущенные обеими судебными инстанциями.
Как сказано в деле, ответчик купил жильё на средства жилсертификата. Супруга подписала у нотариуса согласие на эту сделку. Незадолго до прекращения брачных отношений муж оформил жилплощадь в свою собственность.
Горсуд, отказывая женщине, аргументировал свое решение тем, что квартира приобретена не на семейные деньги, а благодаря госсертификату. А право на него имел только муж, поскольку был военнослужащим. Значит, жилье его, и никак к имуществу, совместно нажитому, отнести его невозможно.
Однако Верховный суд с этим не согласился. Он указал заблуждавшимся коллегам на нормы семейного законодательства. Где сказано, что все, что нажили в браке супруги — их общая собственность. И совершенно не важно, на кого оформлено и на чьи деньги куплено.
В 36 статье Семейного кодекса прямо указаны случаи, когда имущество может принадлежать только одному из супругов. Это если оно было приобретено до брака или было подарено или получено в наследство мужем или женой во время брака. Обувь, одежда и иные вещи личного пользования, понятно, к совместно нажитому имуществу не относятся. Но не золото-бриллианты и иная роскошь.
Квартира приобретена и оформлена в браке. Жилсертификат — это лишь форма обеспечения гражданина крышей над головой. Этот документ не может свидетельствовать, что квартира является личной собственностью супруга. Она относится к совместно нажитому и должна быть поделена поровну.
Местные суды почему-то этого не знали.